сайт создан и поддерживается ФНС России
deti.r14.nalog.ru
Дата публикации: 05.03.2010

Детский дом: взгляд изнутри


«Кай и Герда» спешат на помощь


Мы живём как большая семья.
Мы стремимся вперёд и вперёд.
Детский дом, как большая ладья,
По житейскому морю плывёт.

Слова из гимна Мохсоголлохского детского дома.
Слова Елены БЕРЕЗОВСКОЙ
Музыка Алексея КОЗЛОВА


«Его дом там, где живёт его мама!» - такую фразу кинула мне Марина в защиту пятнадцатилетнего Вали, которого я упрекнула в неуважительном отношении к своему дому. Детскому дому. А ведь и правда, у него есть мама, с которой он жил до восьми лет, отчим, два брата, один из которых с малых лет тоже воспитывается в детдоме, а с мамой познакомился лишь в четырнадцать. Такая вот запутанная история получилась. С первого раза сложно уложить подобные жизненные перипетии в голове. Да и со временем невозможно привыкнуть к детским рассказам, полным нелепой бесчувственности и жестокости.

Я помогаю Мохсоголлохскому детскому дому уже третий год, и за это время многие ребята стали мне как родные. Но приезжая  в качестве гостя, при всём желании нельзя понять, каково это жить и работать там. Поэтому решила поехать  не на день, а хотя бы на неделю, чтобы ощутить на себе атмосферу, царящую в учреждении под названием «Детский дом». Но, главное, мне хотелось попытаться взглянуть на мир глазами детей, которые по воле судьбы лишены родительской ласки, и которым этот дом должен заменить самое важное – тепло семейного уюта.

ОБЩАЯ ЭНЕРГЕТИКА ПОСЁЛКА
Путь из Якутска до Мохсоголлоха тянется почти два часа. Сам посёлок небольшой, да и возраст считается юным - чуть больше пятидесяти лет. Но общая энергетика местности, по моим ощущениям, старческая и нездоровая. В самом центре посёлка, нагоняя тоску, зияет пустыми глазницами большой заброшенный каменный дом советской постройки. С двух сторон стоят колонии – общего режима в Бестяхе и строгого здесь же. Также есть психиатрическая больница, приют для детей, детский дом и цементный завод.  Из-за выбросов пыли  снег покрывается серым налётом, а заболеваемость  органов дыхания и онкологией растёт с каждым годом. Большинство же некогда крупных предприятий в упадке, отчего остро стоит проблема с трудоустройством. Но, несмотря на все это, здесь довольно много детей, которые ходят в два детских садика, школу, новый спортзал, Дом творчества, а значит, есть надежда на светлое будущее, как бы банально это ни звучало.

ТО ЛИ ВОСПИТАТЕЛЬ, ТО ЛИ ВОСПИТАННИК
Поработать воспитателем, даже на денёк, мне не разрешили: нет ни соответствующего образования, ни опыта, а ответственность слишком большая – дело касается жизни детей. И довольно скоро я поняла, почему: подход к этим детям нужен особый, не только душевный, но и профессиональный. Желание помочь очень похвально, но, не зная как правильно это сделать, можно только навредить. 
Поэтому жила я в детском доме то ли в качестве помощника воспитателя, то ли вернувшегося назад воспитанника (ввиду небольшой возрастной разницы между мной и детьми) – по крайней мере, у меня сложились такие смешанные ощущения.

О САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Мохсоголлохский детский дом организован по семейному типу – ребята живут в так называемых семьях, а воспитателей называют мамами. Всего здесь пять семей, в которых в общей сложности насчитывается около шестидесяти детей. Большое удивление поначалу вызвал тот факт, что работников в детдоме гораздо больше самих ребят – примерно восемьдесят человек. Но, оказывается, никого лишнего, если посчитать всех вплоть до охранников летнего лагеря.   
Недавно здесь произошли изменения в формировании семей – раньше малыши жили смешанно со старшими ребятами, а с этого года их объединили в одну семью.
Во время актированного дня воспитатель младшей группы попросила подменить ее на часок.  К концу этой небольшой смены у меня появилось одно желание – бежать оттуда! Тем более что тогда не было помощницы, которая взяла бы на себя бытовую сторону, а следить, кормить, занимать девять детей в возрасте от пяти до одиннадцати лет, да ещё и убирать – крайне сложно. К тому же пока у них идет адаптационный период, отчего они  плохо ладят, постоянно ссорятся, плачут, дерутся, кидаются стульями, лазят, где только можно, играют в войнушку подушками, а главное,  перетягивают моё внимание каждый на себя, ревнуя друг к другу. Я поняла, что одной любовью к детям здесь не обойтись, непременно нужен педагогический опыт.
МАКСИМ, 6 лет
Его привезли сюда из детского приюта в прошлом году. Все воспитатели отмечают, какой это смышлёный и развитый мальчик. Он очень серьёзный, но в то же время ласковый и стеснительный, любит читать книжки, но иногда не прочь и порезвиться, его наивная улыбка и добрые глаза покоряют с первого взгляда. Но у него есть серьёзный недуг – эпилепсия. Из-за этого он не посещает садик, почти вся его жизнь проходит в стенах детского дома. Грустно. Но недавно у него появился добрый ангел-хранитель в лице нашего друга Антона Васильева, который сразу же прикипел к мальчику сердцем и регулярно приезжает с подарками. Все замечают их сильное внешнее сходство. Антон очень  хороший и надежный человек, уверена - и для Максимки он станет верным  другом, который никогда его не предаст.

НЕ ПРОСТО НАБЛЮДАТЬ, А ЖИТЬ
Получилось так, что за три года я в основном общалась с ребятами из четвёртой семьи. В этот раз мне удалось расширить этот круг.
Очень хотелось не просто наблюдать, но и участвовать в их жизни. Для этого я привезла с собой кучу всяких журналов (спасибо сестрёнке за эту спонсорскую помощь), из которых делали с ребятами коллажи. По себе знаю, какой это увлекательный творческий процесс - листать глянец, искать, находить, вырезать, клеить, создавать на листе бумаги мир, о котором мечтается. Это заряжает и помогает активизировать творчество. Детям очень понравилось. А по их коллажам можно определить, кто чем интересуется, понять, у кого есть художественные способности.  В этих же журналах девочки выбрали себе звёздные образы, которые будем постепенно воплощать в жизнь с помощью профессионального стилиста, а фотограф Алексей Павлов подарит им фотосессию. 
Также мы решили снять фильм: придумали увлекательный сюжет, подобрали актёров и уже немного порепетировали. Меня порадовало, что среди ребят есть очень инициативные, артистичные, творчески мыслящие, надо лишь создать благоприятные условия для развития. Сейчас я готовлю полноценный сценарий для фильма, к лету надеемся всё отснять.
Прошлым летом я возила с собой на море Мишу, где он попробовал в японском ресторане роллы и с тех пор это – его любимое блюдо. В каждый его приезд к нам мы непременно делаем их, часть он берёт с собой - теперь это нехитрое японское лакомство любит вся четвёртая семья. Он даже воспитателей научил этому искусству. И нынче, конечно, не обошлось без любимого блюда. Пусть вместо красной рыбы колбаса, а творожный сыр «Филадельфия» заменил обычный твёрдый, всё получилось  очень вкусно! Ведь их сделали сами ребята, – крутить роллы - интересное занятие!

ПОДРОСТКИ И ВОСПИТАТЕЛЬ-САМОРОДОК
Подростки из детдома в большинстве своём обычные ребята – они влюбляются, встречаются, интересуются модными вещами, мечтают о хорошей жизни. Но есть одно важное обстоятельство, которое, пожалуй, служит ключом к их пониманию. Они, так или иначе, пережили предательство самых близких – своих родителей. Их детский опыт наполнен в большей степени негативными переживаниями. А ведь именно в детстве закладывается фундамент, на котором строится взрослая жизнь. Поэтому в общении с ними важно быть очень внимательными и стараться делать все, чтобы плохие воспоминания вытеснялись новыми положительными эмоциями.
Возникла ситуация, когда из-за моих замечаний чуть не возник небольшой конфликт с пятнадцатилетней девочкой, но я вовремя остановилась, т.к. она довольно агрессивно стала реагировать на мои поучения.  «Стоп. Это не сестра, с которой можно по-родственному поругаться. И не сын, с которым у нас нежная любовь. И этим все сказано. Она меня все равно не воспринимает как воспитателя, поэтому я должна найти к ней другой подход», - решила я. Назавтра  вела себя как ни в чём не бывало и заметила, что она как будто кружит вокруг и изучает меня, стараясь привлечь к себе внимание, но уже без агрессии. Я вела себя спокойно и уважительно, конфликт был исчерпан. В будущем хочу помочь ей раскрыться, вижу, что у неё есть такое желание.
Многое понять в детской психологии мне помогла замечательный воспитатель, заслуженный учитель и просто удивительный человек Гранислава Егоровна САВВИНА. Она всю жизнь проработала учителем начальных классов, и это её призвание. Мы проговорили  всю ночь. Я была поражена тем, что эта маленькая хрупкая женщина занимается йогой, фитнесом, ушу, цигун и двадцать лет обливается студёной водой в любое время года. Вот почему она такая моложавая, подтянутая и энергичная! К тому же Гранислава Егоровна очень творческий человек, к Новому году она с ребятами поставила отличную сценку, которой порадовали своих шефов. Ей, безусловно, есть чему хорошему научить детей.

НЕЛЁГКИЙ ТРУД
Здесь у каждого ребёнка своя грустная история. У кого-то на глазах отец убил мать, кого-то избивали родители, от кого-то просто отказались в роддоме. А у некоторых есть нормальная среднестатистическая семья, но так вот получилось… К примеру, один мальчик с рождения живёт в детдоме, потому что мама по психическому состоянию не могла его воспитывать, а бабушка не захотела. Но он с детства с ними общается и регулярно ездит домой. А от другой девочки мать отказалась потому, что всё тело и  лицо были усеяны родимыми пятнами. Но некоторое время назад мама нашлась, и дочь простила её. Сейчас они общаются, и все вроде хорошо. Только девочка к этому моменту была уже старшеклассницей – детство-то прошло без мамы. Но какая сила любви в ребёнке, раз она смогла простить ту, обиду на которую так долго держала!
А воспитатель к каждому должен найти свой подход, каждому уделить внимание. Мы с одним-то порой поладить не можем, а тут как минимум десять детей со своим жизненным багажом, полным взрослой глупости и жестокости.
Для себя я поняла, что каждый должен заниматься тем, к чему лежит душа и что у него хорошо получается. Лично я не смогла бы работать воспитателем, потому что отношусь к ним как к братьям и сестрам, непедагогично, в общем. А вот делать то, что делала раньше: помогать так, как умею – писать статьи, развивать творчески, знакомить с интересными людьми, – с удовольствием буду и впредь.

Помочь в стремлении к лучшему
Цель нашей благотворительной группы «Кай и Герда» - не философствовать над вопросами «за что и почему», а постараться сделать всё возможное, чтобы дети-сироты вышли во взрослый мир не обиженными на несправедливую судьбу, а со стремлением к лучшей жизни, чем была у их родителей. Ведь весь маразм в том, что в детских домах в подавляющем большинстве живут не те ребята, у которых нет семьи, а те, от которых самые близкие отказались сознательно – после родов, либо бессознательно – через своё пьянство. Официально это называется социальным сиротством.
Помогать можно по-разному, но гиппократовское «Не навреди!» должно  быть главным постулатом. Поэтому на вопрос: «Чем мы, молодые неопытные, непедагоги, можем помочь детям-сиротам, помимо материальной поддержки?», нашли ответ – «Тем, что умеем сами». Молодость – это задор, инициативность и ощущение пульса жизни, а отсутствие опыта педагогического компенсируется наличием его в других интересных сферах. Мы хотим помочь детям в творческом развитии, научить их правильно обращаться с деньгами, ценить вещи, заработанные своим трудом, а главное, -  найти свой жизненный ориентир.  Для этого, к примеру,  узнали, кем они хотят стать, чтобы  ознакомить  с работой  соответствующих организаций.  Будущих поваров, к примеру,  познакомим с именитыми шеф-поварами, которые проведут для них мастер-классы.
Директор детского  магазина «Сказка» предложила организовать у себя витрину, где будут продавать  вещи, сделанные нашими ребятами: модные изделия из бисера, макраме, одежда для кукол и т.д. Заработанные деньги они  будут копить, и тратить на желаемое - телефоны, модную одежду, косметику и т.д. Тем самым научатся обращаться с деньгами и ценить свои вещи. 
 
Если и вы неравнодушны к проблеме сиротства, мы ждем ваших звонков по т. 8-924-171-52-55.


Мария ЯКОВЛЕВА
(Газета "Она+", № 5 от 05.02.2010)




Copyright © 2018 ФГУП ГНИВЦ ФНС России (24 w) .